Этапы развития начальной грамотности
Некоторые родители предпочитают читать своим новорожденным детям даже прежде чем они могут держать голову вертикально или сосредотачивать свои глаза на страницах. Мы знаем что некоторые начинают чтение еще раньше - в период беременности, чтобы дети слышали их через стенки матки.
Что ААР считает по этому поводу? Хотя дети, как предполагается, в состоянии услышать голоса задолго до того, как они рождаются, мы не считаем на это делает вашего ребенка значительно умнее или “начитаннее”. Если вам нравится читать, то читайте и получайте от этого удовольствия, ожидая возможности когда малыш присоединиться к этому увлечению. Хорошей новостью является то, что вам не придется ждать слишком долго. Так же как существуют четко определенные и ожидаемые вехи/этапы психомоторного развития (переворот в 4-6 месяцев, сидение в 7-9 месяцев и ходьба в 9-15 месяцев), есть хорошо определенные и важные вехи начальной грамотности.
3 месяца: Пусть начнутся игры. Ваш ребенок начнет лепетать и подражать звукам, а также будет улыбаться на звук вашего голоса. С поднятой головой выше, чем в прошлом месяце, он теперь развивается лучше и способен понять что вы читаете ему или по крайней мере усваивать информацию по выражению на лице.
6 - 12 месяцев: Проявляет активный интерес. В возрасте от 6 до 12 месяцев, ваш ребенок будет развивать много новых навыков, в том числе способность к самостоятельному сидению и захвату/перелистыванию страниц. Не удивляйтесь, если все книги попадают в рот ребенка, так как это не только ожидаемый этап развития, но это и хороший знак, что он заинтересован в книгах и хочет исследовать их в дальнейшем. Это время лучшее чтобы инвестировать/покупать доски или книги для ванной, способные выдержать воздействие прорезающихся зубов и детских слюней, а также хорошо если они содержат большое количество картинок/фотографий/изображений цветов, простых объектов и лиц, которые младенец предпочитает.
12 - 18 месяцев: "Практический опыт". Ваш ребенок сможет не только сидеть без поддержки, что позволит ему обеими руками свободно распоряжаться и держать книгу в руках, а также перелистывать страницы (хотя и несколько за один раз), но он, скорее всего, будет демонстрировать свою развитую любовь к чтению путем указания на книги вокруг него, охотно давать их читать вам и отвечать на ваши вопросы "где кот,....?", указывая на фотографии, одним пальцем. В этом возрасте малыши также научаться распознавать, когда книга перевернута вверх тормашками - с ног на голову (если вы никогда не думали об этом раньше, на самом деле это принципиально важный шаг на пути к чтению!).
18 - 24 месяцев: Усвоенные уроки. К настоящему времени ваш ребенок стал истинным ценителем книги, искусно листая страницы своих книг (хотя у некоторых детей перелистывание бумажных страниц все еще может потребовать некоего времени для мастерства). Спросите: "Что это?", И ваш малыш обязательно ответит имена знакомых картинок. Сделайте паузу перед завершением предложения в любимой книге и ваш малыш закончить его за вас. Слушайте и вы даже услышите как он взяв на себя роль рассказчика, начинает читать истории, которые он отлично знает собственным лояльным слушателям (например, куклам).
Общие советы для родителей.
Чтение книг могут помочь научить малышей говорить и подготовить их слушать и учиться в школе.
Ваши дети будут учиться навыкам чтения в школе, но часто они ассоциируют чтение с работой (тем что необходимо делать без желания), не развлечением. Лучшее что родители могут сделать, чтобы поощрять детей любить книги и чтение, это читать им вслух. И не прекращайте читать им вслух, как только они научились читать сами.
* Читайте вашему ребенку каждый день, даже если это происходит только в течение нескольких минут. Это время проведенное вместе.
* Чтение должно быть веселым/увлекательным. Вам не нужно заканчивать рассказ, если ваш ребенок теряет интерес к нему, заинтересуйте его интонациями, улыбками, эмоциями во время рассказа.
* Позвольте вашему ребенку выбрать книгу, даже если это означает чтение одной и той же книги снова и снова.
* Приглашайте/зазывайте ребенка к чтению посредством предложения зачитывания уже знакомой книги, которую он запомнил из ранее услышанных.
* Остановитесь и спросите об иллюстрации или о том что ваш ребенок думает, что будет дальше по рассказу. Ответы могут удивить вас.
* Читайте различные детские книги, в том числе сказки, поэзия и детские стишки.
* Принимайте во внимание интересы ребенка в выборе книг. Есть много книг на научно-популярные детские темы, такие как про океан или собак/кошек
Как приучать к чтению в возрасте 6-11 месяцев?
Выделите несколько (5-10 минут) тихих минут (выключите телевизор!) для чтения книг, как часть вашего регулярного заведенного порядка подготовки ко сну. Регулярные процедуры перед сном начатые в этом возрасте могут предотвратить будущие проблемы со сном. Обучайте вашего ребенка как засыпать в одиночестве, укладывая его самостоятельно в постели, что помогает предотвратить будущие ночные просыпания.
В 6-11 месяцев дети могут:
Держаться за книгу и поглаживать фотографии.
Пробовать на вкус книгу.
Копировать некоторые звуки которые вы произносите, и внешний вид на вашем лице.
Концентрировать внимание на книге в течение нескольких минут за один раз.
Что могут сделать родители:
Найдите тихое, удобное место для чтения книг
Называйте что это указывая на изображение, заинтересовавшее вашего ребенка
Помогите вашему ребенку перелистывать страницы
Изображайте картинки с помощью вашего лица, рук и голоса.
Наслаждайтесь игрой в копирование/повторение ребенком ваших действий по прочтению книг
В 12-14 месяцев дети могут:
Выбирать книгу для чтения.
Указывать на картинки, которые им нравятся в книге.
Подражать некоторым звукам животных, когда они смотрят на картину с этим животным.
Подражать вашим реакциям во время чтения книг.
Концентрировать внимание на книге в течение нескольких минут за один раз.
Что могут сделать родители:
Найдите тихое, удобное место для чтения книг.
Называйте что это указывая на изображение, заинтересовавшее вашего ребенка
Помогите вашему ребенку перелистывать страницы.
Задавайте ребенку вопросы, на которые он может ответить, вроде: "Кто сказал, мяу?" "Где собачка?", “Где счастливый ребенок?”
Имитируйте звуки которые делает ваш ребенок, глядя на картину. Затем добавляйте очень короткую фразу, например, "'МУУ, корова говорит "МУУ".
В 15-17 месяцев дети могут:
Выбирать книгу для чтения.
Смотреть на любимые картинки и придумывать свои собственные звуки для некоторых из них.
Указывать на 1 или 2 животных и воспроизводить звуки этих животных.
Концентрировать внимание на книге в течение нескольких минут за один раз.
Смеяться, визжать и бормотать что-то, наслаждаясь с вами любимой книгой.
Что могут сделать родители:
Найдите тихое, удобное место для чтения книг.
Назовите и скажите несколько слов об изображении, на которое указывает или смотрит ваш ребенок.
Имитировать звуки или слова, которые произносит ваш ребенок, глядя на картину. Затем добавить еще несколько слов, например: «Да, глаза. У девушки красивые зеленые глаза ".
Пытаться играть во время разглядывания картинок, например: Где нос у девочки? Где нос мамы? Где твой нос? ..."
Назовите, а затем продемонстрируйте действия в книге, например, "Смех. Посмотри на смеющегося мальчика." Затем смейтесь вместе с вашим ребенком!
В возрасте 18 - 23 месяцев выделите от 10 до 15 минут для чтения книг в тишине (с выключенным ТВ/радио), как часть вашей рутины перед сном
В 18-23 месяца дети могут:
Выбирать книгу для чтения и сказать вам, что они хотят “больше книг” или “другую книгу”.
Показывать на любимую картину и сказать пару слов о ней.
Смотреть на знакомых животных и имитировать их звуки.
Заканчивать фразы из книг, которые они очень хорошо знают.
Наслаждаться поездкой в публичную библиотеку где им будут читаться новые истории или поездкой к тем кто одолжит книги.
Что могут сделать родители:
Найдите тихое, удобное место для чтения книг.
Помогите ребенку качественнее произносить слова, повторяйте их слова, но произносите правильно и используйте их в короткой фразе.
Помогите ребенку понять речь, говоря в медленно, короткими фразами, и ждите пока ребенок не попытается начать свою речь.
Используйте совместное чтение книги как способ успокоения и комфорта для вашего ребенка
В возрасте 2-3 лет выделите от 10 до 20 минут (в возрасте 4-х лет - 20-30 минут) для ежедневного чтения книг в тишине (с выключенным ТВ/радио), как часть вашей рутины перед сном
2-летние дети могут:
Выбирать книгу для чтения.
Любят читать одну и ту же книгу снова и снова и снова!
Повторить некоторые слова и фразы, которые вы говорите, или читаете.
Задавать вам вопросы, такие как: "Что это?"
Наслаждаться поездкой в публичную библиотеку где им будут читаться новые истории или поездкой к тем кто одолжит книги.
Что могут сделать родители:
Найти тихое, удобное место для чтения книг.
Используйте совместное чтение книги как способ успокоения и комфорта для вашего ребенка.
Начать разговор, повторяя важное слово для вашего ребенка (на чем он сконцентрировал внимание), которое он только что сказал, например, можно сказать: "Воздушный шар. Много воздушных шаров. У девушки есть множество воздушных шаров." Затем ждать пока он еще что-то скажет.
Посчитать количеств картинок и ждать пока ребенок повторит счет/числа за вами.
Отвечать с энтузиазмом на вопросы и комментарии вашего ребенка.
3-4-летние могут:
Называть книги, которые они хотят почитать с вами.
Делать вид что они читают свою любимую книгу вслух для вас.
Рассказывать вам в виде истории, о любимых вещах, которые они видели или с которыми они что-то делали.
Задавать вам вопросы о книгах которые вы читаете вместе.
"Поправлять" вас, если вы пропустите слово или страницу в любимой книге.
Рассказать вам историю из любимой книги своими словами.
Что могут сделать родители:
Найдите тихое, удобное место для чтения книг.
Попросите ребенка рассказать вам о картинке и истории.
Отвечайте с энтузиазмом на вопросы и комментарии вашего ребенка.
Попросите ребенка показать вам на картинке, вещи которые являются, похожими/однородными. Вы можете сказать: "Можешь ли ты найти все вещи синего цвета?" Или "Покажи мне все то, что может летать."
Обращайте внимание на цвета, формы, числа в его любимых книгах.
Last Updated 8/6/2013
Source: Committee on Early Childhood (Copyright © 1994 American Academy of Pediatrics)
Первоисточники:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8
Социальные закладки